Профориентация подростков, участие родителей

Родителям в профориентации подростков

На формирование профессиональных намерений подростков решающее влияние оказывает семья. Однако не всегда родители рекомендуют профессии с учетом их интересов и способностей. Они, зачастую, либо проявляют мало-аргументированные стремления к престижным профессиям, либо предоставляют детям полную свободу выбора будущей трудовой деятельности, уклоняясь от участия в решении этого сложного вопроса.

Первая анкета помогает определить степень участия родителей в подготовке детей к выбору профессии и труду.

Анкета для родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».  

Инструкция: Ниже приведен ряд суждений. Проанализируйте своё отношения к ним, это поможет Вам понять свое участие в профориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы не выступил (а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
  7. Я думаю, что, кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
  10. Если в школе будет организован лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
  11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел (а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т. п.).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына участвовать в работе по дому не нужно, он (а) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ «да» — 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16, «нет» — 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12—16 — можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8 —11 — Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4—7 — этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
О—3 — у Вас мало свободного времени или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

В следующей статье Вы можете пройти еще один тест, но уже вместе с ребенком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *