Как научится понимать своего ребенка?

 В кого они такие, наши дети?       

                     Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей.    /Сократ/

         В  беседе со старшим поколением часто можно услышать: «С каждым поколением дети становятся все «хуже», а родители все «лучше». Возникают  вопросы: «Каким  образом из все более плохих детей получается больше хороших родителей?» или «Почему родителю хочется быть лучшим?» Вечная тема детско-родительских отношений, трудности и конфликты: «Как наладить контакт с ребенком? Почему подросток не слушается?» Вы не одиноки: тысячи родителей переживают сходные во многом проблемы. Вероятно, Вы считаете, что проблема заключается в поведении Вашего ребенка, а ее решение — в том, чтобы  каким-то образом изменить ребенка, заставить его вести себя иначе; однако  вам будет легче справиться со стоящей перед вами  проблемой, если посмотреть на нее, как на возможность изменить что-то в Вашей жизни, расширить ее границы, научиться лучше заботиться о себе.

Анна

          Как научится понимать своего ребенка и наладить взаимоотношения? Есть вполне объективные причины, объясняющие неправильное поведение ребенка. Это трудности подросткового периода, связанные с половым созреванием, бурным ростом, которые называются «гормональной бурей». Частая смена настроения, чувство тревоги, надуманные  мучительные переживания из-за своей некрасивости, нереализованная энергия.

Все игры подростков направлены на то, чтобы совершать как можно больше решительных и энергичных дел. Им мало школьных коридоров и дворов. Залезть на высокое дерево или на крышу -предмет особой гордости. Как следствие — тяга к туристическим походам, спортивным играм, экстриму. Замедленный темп, например урока непосилен, сразу теряется интерес, возникают нарушения дисциплины.  Нужно понимать, что для подростка важно общение со сверстниками. Друзья для него очень важны, он втайне хочет быть их лидером, пользоваться авторитетом, хочет самоутвердиться, ждет сочувствия, сопереживания, единения.

      Подростковый  возраст — возраст  «критического  ума»,  быстро  нарастающего  логического  мышления,  стремления  к  познанию  всего  окружающего,  активности,  инициативности,  смелости,  мужества,  а  также  нравственно-эмоционального  развития.  Существенные изменения происходят и  в  организме  подростка, и  в  его  психическом  мире.  В  этом  возрасте  прогрессирует  становление  личности,  развитие  волевых и интеллектуальных черт  характера. Бурно  развиваются  его  чувства и эмоции, они  приобретают  устойчивость. Подросток  уже считает  себя вполне  взрослым  и  стремится  к  тому,  чтобы и относились  к  нему,  как  к  взрослому.  У него на каждый вопрос свое  собственное  мнение  и  он  весьма болезненно  переживает,  если  старшие  бездоказательно  отвергают  его  доводы. 3743658

     Ярко  в  характере  подростков  проявляется  повышенная  критичность  к родителям  и  учителям, а также,  недостаточная  самокритичность,  увлечение  героическими  делами  людей,  любимых  героев,  стремление  подражать  своему  идеалу  (если,  конечно,  он  есть),  развитие  и  закаливание  воли.  У  подростков  появляется  интерес  к  собственной  личности,  к  развитию  у  себя  положительных  и  преодолению  отрицательных  качеств.  Однако,  суждения  его  пока носят  неглубокий  характер,  а  свойства  личности  пока еще  не  устойчивы. 

    И в это же время ему свойственны повышенная возбудимость,  неуравновешенность, отсутствие необходимого опыта в разных  видах  деятельности.  Несмотря  на  то,  что  развитие  интеллекта,  воли,  чувств  движется  в  направлении сознательного регулирования  поведения, значение  побуждений  и  эмоций,  как  стимулов  действий,  продолжает оставаться  значительным.  Поэтому  подростки  часто  бывают  невыдержанными,  грубыми,  невнимательными.

         Старший  подростковый  возраст  и  ранняя  юность – это период  самого  глубокого  кризиса. Детство  подошло  к  концу,  и этот  большой  этап  жизни,  завершаясь,  приводит  к  формированию  идентичности.  Целостная  идентичность  личности,  доверие  к  миру,  самостоятельность,  инициативность  и  компетентность  позволяют  юноше или девушке  решить  главную  задачу, поставленную  перед  ним  обществом, — задачу  самоопределения,  выбора жизненного пути, профессиональной направленности. Иногда  подростки, переживая конфликты  между  своими  желаниями и возможностями,  вступают  на  путь поиска  особой,  не  воображаемой,  а  действительной  жизни.  Но  она уводит  их  от  благополучного  течения  и  нарушает  ход  нормального  развития  подростка.  И тогда,  подростки  забрасывают учёбу,  их  захватывает улица,  компании  так  же  оторванных  ребят,  и это  может привести их к асоциальным формам поведения.

             Существует  множество  причин,   по которым  подростки  испытывают  трудности  произвольного  поведения:

     а) в этом  возрасте особо  ярко  выражено  стремление  подбирать  аргументы  в  пользу  эмоционально  более  привлекательного  поведения,  за  счёт  поведения  необходимого,  требуемого.  Иначе  говоря,  у  подростков  сильные  эмоции  часто блокируют разумное  решение;

     б) подростки плохо умеют просчитывать последствия  совершённых  поступков;

     в) подростки,  как  правило,  не  видят  те  последствия  поступка,  которые зависят  не  от  объективных  обстоятельств,  а  от собственного  психологического  или  даже  физического  состояния;

     г) часто  подростки  в  силу  повышенной  эмоциональности действуют так или  иначе под  влиянием  владеющей  им  в  данный момент  эмоции.  А  затем,  когда  эта “ситуативная  эмоция” ослабеет — слабеет  и  намерение  подростка  выполнять  принятое  решение.  Это  следует  учитывать  при  воспитании:  поддерживайте намерение  подростка,  вместо  того,  чтобы  упрекать  его  в  недостаточной  силе  воли;

     д)  точно  также  намерение  может оказаться  невыполненным,  потому  что,  принимая  его,  подросток  не  умеет  рассчитывать  свои  силы.  Здесь  так  же  взрослый  может  сыграть  положительную  роль,  помогая  подростку  правильно  рассчитать  и  распределить  своё  время.

              

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *